Физическое окружение вычислительной техники

       

Шины VL-bus и PCI


Практически одновременно, появились две локальные шины, признанные промышленными: VL-bus (или VLB), предложенная ассоциацией VESA (Video Electronics Standards Association), и PCI (Peripheral Component Interconnect), разработанная фирмой Intel. Обе эти шины были предназначены, вообще говоря, для одного и того же - для увеличения быстродействия компьютера, позволяя таким периферийным устройствам, как видеоадаптеры и контроллеры накопителей, работать с тактовой частотой до 33 МГц и выше. Обе шины использовали разъемы типа МСА. На этом, впрочем, их сходство и заканчивалось, поскольку требуемая цель достигалась разными средствами.

Если VL-bus являлась, по сути, расширением шины процессора (вспомним шину IBM PC/XT), то PCI по своей организации более тяготеет к системным шинам, например к EISA, и представляет собой абсолютно новую разработку. Строго говоря, PCI относится к классу так называемых mezzanine-шин, то есть шин-"пристроек", поскольку между локальной шиной процессора и самой PCI находится специальная микросхема согласующего "моста" (bridge).

Так как VL-bus продолжает шину процессора без промежуточных буферов, ее схемная реализация оказывается более дешевой и простой. Первая спецификация VESA, в частности, предусматривала, что к шине, которая являлась локальной 32-разрядной шиной системного микропроцессора, могло подключаться до трех периферийных устройств. Некоторые изготовители, впрочем, были убеждены, что добиться устойчивой работы трех устройств на высоких частотах вообще невозможно, и устанавливали на свои платы только 2 слота. Ограничение на число устройств было связано с тем, что электрическая нагрузочная способность на сигнальные линии любого процессора весьма невелика, и по сути своей, любое новое подключаемое устройство являлось шунтом для предыдущих.

В качестве устройств, подключаемых к VL-bus, выступали контроллеры накопителей, видеоадаптеры и сетевые платы. Конструктивно VL-bus выглядит как короткий соединитель типа МСА (112 контактов), установленный, например, рядом с разъемами расширения ISA или EISA.
При этом 32 линии используются для передачи данных и 30 — для передачи адреса. Максимальная; скорость передачи по шине VL-bus теоретически может составлять около 130 Мбайт/с. Стоит отметить, что на VL-bus не был предусмотрен арбитр шины. К счастью, большинство подключаемых к ней устройств являлись "пассивными", то есть сами не инициировали передачу данных. Тем не менее во избежание возможных конфликтов между подключенными к шине устройствами в спецификации выделялись "управляющие" (master) и "управляемые" (slave) адаптеры. Для "управляющих" устройств на системных платах обычно были определены свои "мастер" слоты. По замыслу разработчиков, подобные "управляющие" устройства могли осуществлять арбитраж на шине.

После появления процессора Pentium ассоциация VESA приступила к работе над новым стандартом VL-bus (версия 2). Он предусматривал, в частности, использование 64-разрядной шины данных и увеличение количества разъемов расширения (предположительно три разъема на 40 МГц и два на 50 МГц). Ожидаемая скорость передачи теоретически должна была возрасти до 400 Мбайт/с.

Спецификация шины PCI обладает несколькими преимуществами перед основной версией VL-bus. Так, использовать PCI можно вне зависимости от типа процессора. Специальный контроллер заботится о разделении управляющих сигналов локальной шины процессора и PCI-шины и, кроме того, осуществляет арбитраж на PCI. Именно поэтому данная шина может использоваться и в иных компьютерных платформах. Следует отметить, что гибкость и быстродействие этой шины предполагают и большие аппаратные затраты, чем для VL-bus. Тем не менее, шина PCI стала практическим стандартом для систем на базе Pentium и не менее успешно используется в других компьютерах, даже и не РС совместимых.

В соответствии со спецификацией PCI к шине могут подключаться до 10 устройств. Это, однако, не означает использования такого же числа разъемов расширения — ограничение относится к общему числу компонентов, в том числе расположенных на системной плате.


Поскольку каждая плата расширения PCI может разделяться между двумя периферийными устройствами, то уменьшается общее число устанавливаемых разъемов. В отличие от VL-bus шина PCI работает на фиксированной тактовой частоте 33 МГц и предусматривает напряжение питания для контроллеров как 5, так и 3,3 В, а также обеспечивает режим их автоконфигурации (plug and play — "включай и работай"). Заметим, что, например, PCI-карты, рассчитанные на напряжение 5 В, могут вставляться только в соответствующие слоты, которые конструктивно отличаются от слотов для напряжения 3,3 В. Впрочем, имеются и так называемые универсальные PCI-адаптеры, которые работают в любом из слотов. Шина PCI может использовать 124-контактный (32-разрядная) или 188-контактный разъем (64-разрядная передача данных), при этом теоретически возможная скорость обмена составляет соответственно 132 и 264 Мбайта/с.

Вообще говоря, многие изготовители системных плат часто предусматривали в своих изделиях разнообразные комбинации системных и локальных шин от ISA плюс VL-bus до EISA плюс AGP.

 Примерный вид такой платы приведен на рис 9. Тем не менее в "войне" локальных шин несомненную победу одержала PCI.


Содержание раздела