Звуковые карты
Как явствует из названия, звуковые карты используются для записи и воспроизведения различных звуковых сигналов: речи, музыки, шумовых эффектов. Любая современная звуковая карта может использовать да обычно и использует несколько способов для воспроизведения звука. Одним из простейших способов является преобразование ранее оцифрованного непрерывного (аналогового) сигнала снова в аналоговый. Для этого используются микросхемы ЦАП (цифро-аналоговых преобразователей). Цифровые выборки реального звукового сигнала хранятся в памяти компьютера (например, в виде WAV-файлов) и преобразуются в аналоговый сигнал через ЦАП по мере необходимости. Кстати, для записи сигнала применяются микросхемы аналого-цифровых преобразователей (АЦП), то есть устройства, способные формировать из аналогового эквивалентный цифровой сигнал.
Качество записываемого и воспроизводимого сигналов зависит от разрядности (бит) и частоты преобразования (кГц) применяемых АЦП и ЦАП. В зависимости от разрядности АЦП-ЦАП карты условно подразделяются на 8- и 16-разрядные (вообще говоря, АЦП-ЦАП бывают также 10- и 12-разрядными). 8-разрядное преобразование может обеспечить качество звучания кассетного магнитофона, а 16-разрядное ассоциируется обычно с качеством аудио компакт-диска. Аппаратные средства, необходимые для прямой записи и воспроизведения сигнала, часто называют цифровым аудиоканалом (digital audio channel).
Другой способ воспроизведения звука заключается в его синтезе. При поступлении на синтезатор некоторой управляющей информации по ней формируется соответствующий выходной сигнал. В настоящее время применяются две основные формы для синтеза звукового сигнала. Это синтез с использованием частотной модуляции, или FM-синтез, и синтез с применением таблицы волн (WaveTable) — так называемый табличный, или WT-синтез. Разумеется, поскольку синтез в звуковых картах может быть только цифровой, то для преобразования выходной информации в непрерывный сигнал также используются микросхемы ЦАП. Совокупность микросхемы синтезатора и ЦАП называют набором.
Так, если набор OPL 3 обеспечивает только FM-синтез, то OPL 4 поддерживает как FM-, так и WT-синтез. В последнем случае звучание наиболее приближено к естественному.
Кстати, управляющие команды для синтеза звука могут поступать на звуковую карту не только от компьютера, но и от другого, например MIDI-, устройства. Собственно MIDI (musical instruments digital interface) определяет протокол передачи команд по стандартному интерфейсу. Вообще говоря, MIDI-сообщение содержит ссылки на ноты, а не запись музыки как таковой. В частности, когда звуковая карта получает подобное сообщение, оно расшифровывается (какие ноты каких инструментов должны звучать) и отрабатывается на синтезаторе. В свою очередь компьютер может через MIDI управлять различными "интеллектуальными" музыкальными инструментами с соответствующим интерфейсом.
Отдельные узлы звуковой карты (фильтры, выходной усилитель) могут использоваться при воспроизведении звука с аудио-компакт-диска, при этом интерфейс соответствующего привода CD-ROM может располагаться также на звуковой карте.
Некоторые звуковые карты оснащают сигнальными процессорами DSP (Digital Signal Processor). Это обеспечивает существенное увеличение скорости работы при компрессии и декомпрессии звуковых файлов для звукового аудиоканала, так как они обычно занимают много места. Небесполезным оказывается использование DSP и при WT-синтезе. Как правило, настоящий DSP — достаточно дорогое устройство, поэтому сразу устанавливается только на профессиональных музыкальных картах. Большинство пользователей пока могут спокойно обходиться без DSP таким же образом, как масса людей, не использующих в своей работе математического сопроцессора в компьютере
Стереозвучание —, далеко не предел в стремлении к естественному звучанию. Одним из путей реализаций этого стремления стала технология так называемого объемного, или трехмерного звучания (иначе, 3D-звучания), названного так по аналогии с трехмерным изображением. Например, карты серии Sound Blaster 16 ASP (со встроенным довольно специализированным DSP) могут загружать специальное программное обеспечение (по лицензии фирмы Q-Sound), которое и позволяет получить объемное 3D-звучание.Стоит отметить, что программные приложения должны быть специально ориентированы на Q-Sound. В последнее время стали появляться звуковые карты, оснащаемые дочерними платами, которые обеспечивают для большинства приложений так называемый псевдо ЗD-эффект.